Стили воспитания - МБДОУ 397

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Стили воспитания

Страничка старшего воспитателя

Стили воспитания в семье.
Под психологическим климатом понимается психологическая атмосфера в семье. Четкого определения этого понятия нет. Каждый специалист дает свое определение. Общим в этих определениях является то, что психологический климат включает в себя характеристики, выражающие уровень удовлетворенности членов семьи стилем общения и основными аспектами жизнедеятельности.
Психологический климат определяет устойчивость взаимосвязей в семье и оказывает существенное влияние на воспитание детей и их развитие как личности. Однако психологический климат не является устойчивым показателем, однажды установленным в определенной семье. Он устанавливается членами семьи и может меняться в зависимости от изменения условий. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. От этого зависит, как долго продлятся отношения супругов и в какой атмосфере будут воспитываться их дети.

Благоприятный психологический климат характеризуется следующими критериями:
сплоченность всех членов семьи, возможность действовать сообща, решая возникающие проблемы и преодолевая трудности;
создание возможности для каждого члена семьи всесторонне развиваться без ущемления прав и интересов других членов семьи;
высокий уровень требовательности и доброжелательности членов семьи друг к другу;
уверенность членов семьи в своей защищенности;
позитивная эмоциональная атмосфера в семье;
гордость всех членов семьи за свою принадлежность к ней;
высокий уровень ответственности каждого члена семьи друг перед другом.
В семье, где царит благоприятный психологический климат, все члены семьи относятся друг к другу с уважением, любовью и доверием: дети почитают старших, сильные защищают слабых, опытные наставляют советом. Одним из важных показателей того, что в семье благоприятный психологический климат, является стремление членов семьи проводить вместе свободное время, собираться всей семьей за праздничным столом, обсуждать в кругу семьи волнующие вопросы и принимать совместные решения, выполнять сообща домашние дела. Благоприятный психологический климат создает в семье чувство гармонии, единства, общности. В такой семье редко возникают конфликтные ситуации, а если и возникают, то решаются за столом переговоров легко и без накала. Человек в такой семье имеет возможность реализовать свой личностный потенциал, обладает высокой самооценкой. Закладывается благоприятный психологический климат прежде всего взаимоотношениями супругов. Это основа счастливой семейной жизни. Супруги устанавливают надежные партнерские отношения, готовы идти на взаимные уступки, уважают мнение друг друга, а все конфликты решаются при помощи компромисса.
Если в семейной жизни люди испытывают постоянное чувство тревоги и эмоционального дискомфорта, то в семье царит неблагоприятный психологический климат. Это мешает членам семьи чувствовать себя дома защищенными и расслабляться после трудового дня. Человек не хочет возвращаться домой, ищет любые возможности, чтобы провести время вне дома, ему не хватает позитивных эмоций. Очень часто это приводит к возникновению психической напряженности, депрессии, частым ссорам. Если супруги не стремятся такое положение изменить, то ставится под угрозу само существование семьи.
Психологический климат определяется эмоциональным настроем каждой семьи, который возникает в результате общения членов семьи между собой. Это совокупность настроений. душевных волнений, переживаний, чувств друг к другу. Составляющими психологического климата являются также внесемейные отношения. Это отношение к друзьям, к работе, к окружающим. Позитивная эмоциональная атмосфера является залогом эффективности жизнедеятельности семьи, состояния здоровья ее членов, стабильности брачных уз. Эмоциональные факторы позволяют превратить семью в своеобразное психологическое убежище, позволяющее членам семьи расслабляться и черпать позитивную энергию, возвращаясь домой.
Благоприятный психологический климат повышает способность членов семьи успешно противостоять негативным социальным воздействиям окружающей среды. С понятием психологического климата тесно связано понятие психологического здоровья семьи. Под психологическим здоровьем следует понимать душевное равновесие семьи, психологическое благополучие. Здоровая семья способна эффективно регулировать поведение и деятельность в зависимости от жизненных ситуаций и условий. Основные показатели психологического здоровья семьи
это общее понятие всех ее членов о семейных ценностях, согласованность занимаемых ролей, эмоциональная стабильность, высокая способность к адаптации, уверенность в своем будущем. Все эти показатели создают психологический портрет здоровой и благополучной семьи, способной воспитать здоровое потомство.
Стили воспитания
Довольно часто родители выражают недовольство своими детьми, жалуются на их плохое поведение. Рассмотрим различные стили воспитания и их влияние на развитие личности.
Попустительский стиль воспитания
Этот стиль воспитания основан на применении к ребенку непоследовательных методов воспитания. Родители строят свои отношения с ребенком на основе определенных выгод. Они непоследовательны в проявлении чувств, поощрений и награду используют как подкуп ребенка. Такие родители практически подходят к жизненным проблемам и пытаются те же качества воспитать в своих детях. Они стремятся получить выгоду из любой ситуации, даже спекулируя собственными детьми. Это один из главных жизненных принципов. Родители учат ребенка приспосабливаться к жизни, считают такой стиль поведения абсолютно нормальным. Свобода ребенка почти ничем не ограничивается, его действия не контролируются. Но ребенок по решению взрослых привлекается в семье ко всем взрослым мероприятиям, независимо от того, хочет он этого или не хочет. Однако такая свобода действий, хотя и не ограничивает права ребенка, является проявлением безразличия к его потребностям. Он предоставлен сам себе, его мыслительные процессы направлены на поиск развлечений либо на поиск выхода из сложившейся ситуации.
Ценностные ориентации в такой семье проявляются с двух сторон. С одной стороны
это полная свобода действий, с другой строгое соблюдение правил и норм поведения в обществе. Ребенок знает эти правила наизусть. Основой воспитания детей в таких семьях являются поощрение и наказание за действия и за намерения. В этом заключается непоследовательность стиля воспитания родители применяют одновременно и то, и другое. Причем ни в поощрениях, ни в наказаниях, родители не знают меры. Зачастую решение наказать или поощрить ребенка принимается импульсивно, по ситуации. Признаком этого стиля поведения в семье является то, как взрослые члены семьи отзываются об окружающих. Как правило, они часто используют лесть. В присутствии человека они отзываются о нем хорошо, добродушно, открыто улыбаются ему, а за глаза плохо отзываются, осуждают, дают негативные оценки его действиям.
Родители при таком стиле воспитания ищут от общения с ребенком личную выгоду, поэтому не гнушаются обманом или подкупом детей. В результате, когда ребенок становится взрослым, у него формируется конформный тип личности. Такой человек обычно идет за большинством, склонен к стереотипам, консервативен. Таких людей большинство в нашем обществе. Они обладают банальным мышлением, довольствуются тем, что у них есть, и живут обыденной жизнью, ничем не выделяясь из серой массы.
Состязательный тип воспитания
Родители, применяющие этот тип воспитания, основываются на безграничной любви к своим детям. Ребенок в их представлении является суперличностью, обладающей сверхспособностями. Он
самый умный, самый красивый, самый талантливый. С раннего возраста ребенок обучается этикету, манерам поведения в обществе. Таких родителей волнует прежде всего внешняя сторона вопроса, т.е. то, как ребенок выглядит, как его воспринимают окружающие. Родители предъявляют к нему слишком высокие требования, которые не всегда соответствуют его возрасту и уровню развития. Они очень часто в общении забывают, что перед ними ребенок, и обращаются с ним как со взрослым человеком. Большое значение родители уделяют интеллектуальному развитию ребенка и стараются при любой возможности демонстрировать интеллектуальные способности окружающим. В ребенке стимулируется активная деятельность, а ее результаты воспринимаются как великие достижения. Очень часто родители перехваливают своего ребенка, возвышая его заслуги и способности. Его самооценка при этом резко повышается, что приводит к острым переживаниям в случае любых неудач.
Основной акцент в воспитании родители делают на том, что нужно обязательно достичь цели, чего бы это ни стоило. При этом сути различных явлений практически не уделяется никакого внимания. Родители устанавливают четкие правила и нормы поведения ребенка в обществе, при этом сам ребенок не понимает, что это необходимо для нормального поддержания отношений между людьми. Ребенка с малых лет учат выделяться из серой массы, быть лучшим. Методы воспитания, применяемые в таких семьях, основаны на беспрекословном подчинении правилам, нарушение которых строго наказывается. Хотя основу воспитания составляют все же поощрения. Ребенок слепо следует выполнению правил, не понимая, зачем он это делает, полагаясь только на опыт и знания родителей.
Все окружающие люди делятся на полезных и бесполезных людей, т.е. выступают лишь средством для достижения цели. Если кто-то из знакомых вдруг обидит ребенка, то родители всегда бросаются на защиту, не разбираясь, кто прав, а кто виноват. Они могут порвать отношения с этим человеком, потребовав еще и возмещения причиненного морального вреда. В результате такого стиля воспитания вырастает человек с доминирующим типом личности. Этот человек использует любые средства для достижения своих целей, поэтому может однажды ответить родителям на их любовь черной неблагодарностью. Так они его воспитали.
Рассудительный стиль воспитания
При таком стиле отношения между детьми и родителями носят спокойный и ровный характер. Родители воспринимают ребенка как равного, как личность. Ребенок никогда не унижается, все его успехи оцениваются по достоинству, взаимоотношения между членами семьи теплые и добрые. Уже с самого раннего возраста ребенок чувствует себя полноправным членом семьи, он привлекается к обсуждению возникающих проблем наравне с родителями, с его мнением в семье считаются. Родители стремятся развивать в ребенке творческое начало, поощряют самостоятельность, дают возможность приобрести жизненный опыт методом проб и ошибок. Родители поддерживают любые начинания ребенка. Если он проявляет интерес к какой-то деятельности, то обеспечивают ему возможности для реализации своих возможностей на этом поприще. Родители с удовольствием общаются с ребенком, участвуют в его играх и занятиях. При этом происходит удовлетворение всех потребностей ребенка, но малыш не растет разбалованным.
В общении с ребенком родители всегда объясняют ему мотивы своих действий, чтобы он понял, как надо себя вести, и сделал для себя определенные выводы. При таком подходе дети легко учатся правильно взаимодействовать с окружающими, стараются учитывать желания и нужды других людей, обладают определенным набором нравственных качеств. В такой семье к ребенку не применяется наказание, все решается с помощью обсуждения проблемы и объяснения ребенку его ошибок. Однако при таком стиле воспитания родители никак не поощряют активность деятельности ребенка. Если ребенок делает что-то с удовольствием, значит, он сам этого хочет.
Ребенок с раннего детства наблюдает доброжелательные взаимоотношения в своей семье, чувствует внимание и уважение к себе со стороны близких людей. У родителей, как правило, много друзей и знакомых, к которым они всегда почтительно относятся. В такой семье вырастает человек с сенситивным типом личности. Эти люди очень открыты и общительны, привязаны к своей семье. Они очень болезненно реагируют на упреки и критику в свой адрес, вплоть до отчаяния. Но это очень рассудительные люди, всегда готовые за себя постоять.
Стиль воспитания, при котором родители поклоняются своему ребенку
Ребенок для них
кумир, звезда мировой величины. Любые желания и капризы беспрекословно выполняются, родители готовы на все ради него. При этом они очень сильно беспокоятся за ребенка, не спуская с него глаз ни на минуту, вплоть до того, пока он не станет взрослым. Гиперопека проявляется и в том, что ребенка лишают возможности действовать самостоятельно, он как бы со стороны наблюдает за собственной жизнью, в которой за него все делают родители.
Ребенка в семье балуют абсолютно все родственники. В результате такого отношения у него может произойти задержка в развитии мышления. Ребенку разрешается абсолютно все, поэтому общественными нормами и правилами морали он пренебрегает. Ребенок в такой семье растет эгоистом. Естественно, что его никто, никогда, ни за что не наказывает. Более того, если ребенок совершает какой-либо проступок, то родители перекладывают на себя всю вину и ответственность. В будущем, осознав это, ребенок начинает таким образом манипулировать своими родителями.
В окружении таких родителей преобладают в основном люди, которые могут быть им чем-то полезны. Родители же принимают решение о том, с кем дружить ребенку, проявляя негативное отношение к тем детям, которых ребенок выбрал в друзья самостоятельно. В результате такого воспитания вырастает человек инфантильного типа личности, совершенно не приспособленный к жизни. Ему сложно принимать ответственные решения, он всегда ищет посторонней помощи в любых ситуациях. Он эгоцентричен, не придерживается каких-либо принципов и далек от морали.
Контролирующий стиль воспитания
Родители полностью убеждены в том, что знают, что нужно их ребенку, поэтому воспитание основано на постоянном наставлении его на истинный путь. Методы воспитания отличаются особой жестокостью по отношению к ребенку. Проявление любви считается прямым путем к избалованности, поэтому как метод воспитания отвергается. К ребенку предъявляются слишком завышенные требования, причем планка постоянно поднимается. Не разбираясь в особенностях детской психики, родители перебирают различные способы воспитания, ставя опыты над собственным ребенком. Родители устанавливают строгие рамки и правила поведения, выход за которые строго наказывается. Основой этого стиля воспитания является родительская педантичность. Дети в таких семьях придерживаются строгого распорядка дня, никакого долгого сна в выходной или перекусов на улице быть не может. Дети обладают суетным мышлением. Они легко усваивают любую информацию, но отказываются ее воспроизводить, так как боятся наказания за ошибку. Такие дети испытывают постоянное чувство тревоги, неуверенности в себе. Родители настолько обеспокоены правильностью воспитания, что недовольны любыми действиями ребенка, постоянно пытаются уличить его в непристойных поступках. В результате он теряется, просто не понимает, как надо себя вести.
Став немного старше, дети начинают протестовать против таких методов воспитания. Все их действия приобретают защитную форму. Метод воспитания в семье
это наказание, поощрение практически не используется. Ласка, похвала используются в крайних случаях, а жестокое обращение оправдывается как идущее ребенку на пользу. Родители в общественном месте очень часто извиняются за ребенка, им кажется, что он мешает абсолютно всем. В результате этого стиля воспитания человек вырастает с тревожным типом личности. Это люди интроверты. У них очень низкая самооценка, им кажется, что все окружающие негативно к ним настроены.
Последний стиль воспитания, довольно распространенный в современных семьях
Основа его заключается в том, что ребенка в семье любят, но не балуют. Родители пытаются обеспечить ему счастливое безоблачное детство, поэтому тщательно ограждают от всех проблем и невзгод. Родители в таких семьях обычно очень занятые люди, поэтому ребенок предоставлен самому себе. В своих играх такие дети очень часто имитируют взрослую деятельность. Они очень самостоятельны, физически и умственно развиты, но, как правило, не творческие личности.
Отношение к детям в семье доброжелательное, поэтому у них с раннего возраста развиваются определенные нравственные нормы. В качестве метода воспитания не применяется ни поощрение, ни наказание. Родители постоянно заняты, много работают, но если у них появляется свободное время, то они с удовольствием проводят его с ребенком. У родителей обычно много друзей, которым они всегда рады и готовы помочь в любой момент. Они ценят человеческие взаимоотношения, не ищут выгоды из любых своих действий и не любят, когда их используют. Ребенок вырастает с интровертивным типом личности. У него есть свой мирок, куда не каждый может попасть. Это общительные и добродушные люди, но несколько скрытные, «себе на уме».
Нужно отметить, что в чистом виде все описанные стили воспитания встречаются нечасто, к тому же это не всегда можно точно определить. Но нужно помнить, что ребенок вырастет таким, каким его воспитают родители, поэтому не нужно потом искать виновных и спрашивать: «Почему он вырос таким?» Он таким вырос, потому что так вы его воспитали.
«Ошибки» родителей
Очень часто можно услышать высказывание, что у хороших родителей вырастают хорошие дети. Все хотят быть хорошими родителями. Но мало кто знает, как быть хорошими родителями. Готовясь стать родителями, будущие мамы и папы обычно штудируют разнообразную литературу, посвященную проблемам воспитания детей, выбирают для себя стили и методы воспитания, некоторые основываются на опыте своих родителей и выбирают семейную линию воспитания. Но, овладевая определенными знаниями, они не становятся от этого хорошими родителями. Вряд ли можно назвать хорошими тех родителей, которые полагают, что они всегда знают, что нужно их ребенку, абсолютно уверены в своей правоте и до мельчайших подробностей планируют будущее своего малыша.
Нельзя назвать хорошими и тех родителей, которых мучают постоянные сомнения, правильно ли они поступают по отношению к ребенку. Ребенок растет, проявляет новые формы поведения, а родители недоумевают: наказать его за это или попытаться поговорить? А если решили наказать, то потом долго терзаются чувством собственной вины за это. Они боятся новых проявлений в развитии личности своего ребенка, всегда и во всем сомневаются, мечутся от одних методов воспитания к другим. Они уверены, что воспитывают своего ребенка как-то не так, но как правильно
не имеют понятия. Им кажется, что они не пользуются авторитетом у своего ребенка, раз он совсем не слушает, что они ему говорят. Они склонны подозревать ребенка в плохих привычках, опасаются за их будущее и даже сомневаются в психической нормальности своих детей.
Конечно, ни тех, ни других назвать хорошими родителями нельзя, несмотря на то, что они желают своим детям только добра. Однако ни чрезмерная уверенность, ни повышенная тревожность не способствуют эффективному воспитанию. Оценивая любую человеческую деятельность, мы обычно отталкиваемся от некоего идеала, общепринятой нормы. В воспитании детей, видимо, такой абсолютной нормы нет. Люди учатся быть родителями так же, как учатся быть супругами, как постигают секреты профессионализма в любом деле.
В процессе воспитания, как в любом другом, невозможно избежать ошибок, сомнения в правильности своих действий, временных трудностей и неудач, поражений, которые рано или поздно сменяются победами. Воспитание в семье
это часть нашей жизни, поэтому наше поведение и наши чувства к собственным детям бывают сложными, переменчивыми и противоречивыми. К тому же все родители разные, так же как и их дети. Нельзя ко всем применять одни и те же методы воспитания и ждать одинаковой реакции. Отношения детей и родителей глубоко индивидуальны, поэтому к каждому ребенку нужен особый персональный подход.
Например, если родители уверены, что знают все о том, как нужно воспитывать ребенка, то они лишают его возможности реализовать потребность к самореализации, к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родители
это первые люди, с которыми ребенок общается, его первая социальная среда. Личности родителей играют главнейшую роль в жизни каждого ребенка. Не случайно в самые трудные моменты своей жизни мы мысленно обращаемся к матери. Вместе с этим между детьми и родителями возникают особые чувства, которые ни с чем нельзя спутать. Специфика этих чувств заключается в том, что ребенок нуждается в родительской заботе, так как от этого зависит жизнь ребенка. А потребность в любви родителей это самая большая потребность маленького человечка. Чувства, которые дети испытывают к своим родителям, безграничны и безусловны, особенно в первые годы жизни. Ребенок полностью зависит от родителей, а их любовь является гарантом человеческого благополучия, поэтому ребенок должен чувствовать родительскую любовь. Безусловно, все родители любят своих детей, но любовь эта выражается у каждого по-своему. Рассмотрим основные ошибки, которые допускают родители по отношению к воспитанию своих детей.
Гипопротекция
Этот стиль воспитания подразумевает предоставление ребенку неограниченной свободы действий. Родители не контролируют его поступки, не знают, где и с кем их ребенок проводит свое время, чем он увлекается, кто его друзья, чего он хочет в жизни добиться. Родители исправно выполняют свои функции
ребенок одет, обут, сыт, но они не вкладывают в процесс воспитания личностный смысл. Ребенок ищет жизненные ценности за пределами семьи. Не всегда эти ценности соответствуют общественным нормам и закону.
Гиперпротекция
В основе такого стиля воспитания заложено повышенное внимание родителей к ребенку. Они контролируют каждый его шаг, устанавливают жесткие нормы и правила и требуют их неукоснительного исполнения. Личность ребенка при таком подходе полностью игнорируется. Ребенок плохо адаптируется к окружающей среде, ему сложно установить контакт со сверстниками, жизненная позиция, которую он занимает,
потребительская позиция. Большинство детей, став чуть старше, начинают протестовать против такого отношения к себе родителей, стремятся выбраться из-под опеки. Такой протест зачастую приводит к семейным конфликтам и вызывает у ребенка отклонения в поведении.
Кумир семьи
Воспитание в семье направлено на удовлетворение абсолютно всех потребностей ребенка. Родители пытаются оградить его от всех проблем, выполняют любые его капризы. Ребенок быстро привыкает к такому отношению, становится эгоистичным в своих желаниях и требованиях, всегда стремится быть в центре внимания многочисленных родственников. Он легко манипулирует родителями и без труда получает желаемое. Оказавшись один на один с жизненными трудностями, ребенок теряется, так как привык, что за него все делают родители.
Эмоциональное отвержение
Ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это. Особенно, если в семье есть другой, любимый ребенок. Человек, воспитываемый в такой семье, становится очень ранимым и обидчивым.
Жестокое отношение
За любые, даже самые невинные проступки ребенок сурово наказывается родителями. Он испытывает постоянное чувство страха перед ними. Взрослея, ребенок ожесточается. Как правило, во взрослой жизни он становится очень жестоким человеком.
Воспитание вундеркинда
Родители пытаются вложить в ребенка максимальное количество знаний, всесторонне его развить. Помимо школьных занятий он посещает музыкальную, художественную школы, углубленно изучает иностранные языки, занимается в спортивных секциях. У него практически нет свободного времени на безобидные детские шалости или игры с друзьями. Он постоянно занят, постоянно спешит. У ребенка нет детства. Рано или поздно он начинает протестовать против такого режима, потому что его желания и интересы в семье практически не учитываются. Он вынужден заниматься тем, чем считают нужным его родители. Протестуя, ребенок начинает избегать занятий, стремится снизить нагрузки, в результате везде становится неуспевающим. Такие чрезмерные нагрузки истощают нервную систему ребенка, делают его тревожным и раздражительным.
Каждому ребенку в первую очередь хочется чувствовать родительскую любовь. Стройте свои отношения с малышом, основываясь на любви и доверии. Воспринимайте вашего ребенка как личность, как равного. Будьте для него другом, а не рабом или тираном. Если ребенок будет чувствовать ваше участие, вашу искренность, то у вас непременно получится вырастить из него достойного человека.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню