Детские эмоции и как ими управлять - МБДОУ 397

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Детские эмоции и как ими управлять

Страничка педагога-психолога


       
Дети ранимы и беззащитны, их легко обидеть или обмануть, и в большинстве случаев детская агрессия всего лишь протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав. Поэтому ничего страшного в самом существование детской агрессии нет, малыш тоже имеет право на выражение своих негативных чувств и эмоций. Главное для родителей в этом случае терпеливо, с любовью считаться с мнением ребёнка и всерьёз воспринимать его чувства, научить малыша выражать гнев и агрессию в приемлемой, безопасной для себя и окружающих форме.
        От латинского «aggressio» - нападение. Деструктивное поведение, которое противоречит общественным нормами может приносить физический или моральный ущерб другим людям. В первые годы жизни является необходимым условием развития ребёнка и формирования своего «Я».
         

Начало начал, или Кризис Первого Года

 

           Так с чего же всё начинается? Как ни странно, с первых шагов малыша. До сих пор его стремление расширить границы своего мира дотянуться до игрушки, первый раз перевернуться на бочок, сесть вызывало у взрослых гордость и умиление. Теперь же основным словом в нашем лексиконе становится слово «нельзя». Нельзя трогать, открывать, рассыпать, переворачивать, залазить. Не зная, как по-другому выразить свой протест такой «несправедливости», малыш начинает скандалить, бросаться игрушками и даже драться.
        Что же делать? Для начала успокоиться самим: всё, что происходит с ребёнком, - совершенно естественная реакция. Следующим шагом должно стать определение границ дозволенного и недозволенного. Какие-то моменты можно сгладить, например, дать малышу старую кастрюлю, пару настоящих ложек, купить игрушечные овощи и пусть помогает вам готовить. Какие-то можно предугадать и постараться заранее отвлечь внимание малыша. Основные же запреты должны быть чёткими и непонятными для ребёнка, например, нельзя трогать утюг, потому что можно обжечься и будет больно.

«Я сам», или Кризис Второго Года

    
           Желание делать всё самостоятельно, которое появляется у ребёнка приблизительно в возрасте 2-х лет, может стать ещё одним источником детской агрессивности. Не обладая достаточными навыками, ребёнок не всегда умеет справиться с поставленной задачей и может начать злиться. И главное здесь слово «может», потому что в этом возрасте ребёнок как губка впитывает реакции окружающих его взрослых. Если вы при первой неудаче начинаете бурно реагировать, то малыш в похожей ситуации будет вести себя так же. Будьте терпеливыми и внимательными, поддерживайте малыша в его желании стать самостоятельным. Если ребёнок долго выбирает футболку на прогулку, не навязывайте ему своё мнение, просто ограничьте выбор двумя. И обязательно следите за своими эмоциями и реакциями: ведь рядом с вами маленькое зеркало.

«Я», или Кризис Трёх Лет

         Беспричинные, по мнению взрослых, приступы агрессии один из основных признаков кризиса трёх лет. Теперь малыш не только капризничает, но и начинает делать что то назло, а его нападкам могут подвергнуться не только близкие люди, но и другие дети. Всё это связано с его осознанием собственного «я» и стремлением понять своё место в этом мире.
  Ни в коем случае не запрещайте ему выражать свои эмоции, а научите делать это с минимальным ущербом для себя и окружающих. Например, когда малыш злится, дайте ему листок бумаги с заранее нарисованным монстром
пусть ребёнок порвёт его. Или с помощью любимых игрушек разыграйте реальную ситуацию и покажите малышу разные способы её решения. Ну а если вы всё-таки решили наказать маленького хулигана, это должно быть не физическое наказание, а лишение каких-то «привилегий», например, новой игрушки или любимого мультика.

                                                          


Советы, которые помогут родителям справиться с агрессивным поведением ребёнка:


Подавайте правильный пример в конфликтных ситуациях. Практика показывает, что агрессивный человек, скорее, вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передаётся генетически, а потому, что родители сами не умеют справляться со своими эмоциями и не могут научить этому своего ребёнка.

Физическое наказание, психологическое давление, унижение недопустимая реакция родителей на детскую агрессию. Эти методы приводят к обратному результату усилению агрессии. После наказания ребёнок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как-нибудь ещё: не дома, так в детском саду, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников.

Объясняйте крохе, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Не устраивайте «показательные» нравоучения ребёнку в присутствии сверстников или родственников.

Любому человеку, в том числе и малышу, необходима разрядка. Ребёнка надо научить избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях». Чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».

Старайтесь погашать конфликт ещё в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое русло.

Будьте терпеливы, любите своего ребёнка таким, какой он есть, и будьте деликатны в его становлении как личности.


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню