Игры на закрепление звука "Р" - МБДОУ 397

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Игры на закрепление звука "Р"

Страничка учителя-логопеда

Предлагаю Вам игры для закрепления звука «Р»:


1.Игра в «повторюшки».
Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй: ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро. Можно говорить на разной высоте голоса и разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.


2.Автоматизация звука Р в чистоговорках.
В чистоговорках малышу предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы. Ры-ры-ры. У нас в руках — ? (шары) Ра-ра-ра. Начинается — ? (игра) Ру-ру-ру. Бью рукою по — ? (шару) Ро-ро-ро. Шар упал в — ? (ведро) Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот глубокая… (нора) Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы) Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лиса юркнула в.. (нору) Ру-ру-ру,ру-ру-ру. Мы залезли на …(гору) Ру-ру-ру. А я ягод … (наберу) Ра-ра-ра. Были мы в гостях вче- … ра! Ра-ра-ра, ра-ра-ра, интересная иг.. ра! Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух перо! Ор-ор-ор. Вышли мы гулять во… двор. Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.


3. Что добавилось?
Материлы для игры: Для игры используют игрушки или предметы, в которых есть звук Р. Например, кефиР (упаковка из-под кефира), сахаР, игрушечный тигР, Ручка, кРаски, каРандаш, гРузовик, ПетРушка, пиРамидка, кРужка, таРелка, игрушечная Ракета, тетРадь, каРтошка, моРковка, Радио, кРот, Рукавички, Ромашка, баРабан, шаРф и т.д. Можно заменить их картинками. Ход игры: Выложите 5 предметов или картинок. И предложите ребенку их назвать. Если он неправильно произнесет звук «Р», попросите его вспомнить, как говорится звук «Р» и назвать правильно. В любой игре очень важно следить за правильным произношением ребенка, т.е. все игры имеют главную цель – закрепить и автоматизировать правильное произношение звука р. Затем закройте непрозрачным платком или пледом все предметы или картинки. Поменяйте их местами и добавьте еще одну. Сделайте это под платком так, чтобы ребенок не видел. Затем снимите платок. Малышу надо угадать, что добавилось. Если он угадает, то уже он Вам загадывает Вам загадку и выкладывает свои предметы и картинки.Если малыш легко запоминает 5 предметов или картинок, увеличивайте постепенно их количество. Максимум обычно достигает 7-8 картинок.


4. Что изчезло?
Играем по аналогии, но малышу надо догадаться не что добавилось к игрушкам, а что исчезло.


5. Что изменилось?
Играем по аналогии, но изменяем расположение предметов. Например, грузовик был справа самый последний, а стал стоять слева. Или карандаш лежал в грузовике, а теперь лежит под грузовиком. Или кружка стояла около тетради, а теперь стоит около красок.


6. Запомни порядок.
Положите в ряд предметы и игрушки, в названии которых есть звук р. Начните с 4-5 предметов. Пусть малыш посмотрит на них, а затем отвернется и назовет их по порядку слева направо по памяти. Если он ошибся, то разрешается еще раз посмотреть и попробовать назвать. Если назвал правильно и во всех словах произнес звук «Р» – то он становится ведущим и выкладывает предметы для следующего игрока, т.е. для Вас. В игре нужно менять состав предметов и их расположение.


7. Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?
Рассмотрите с малышом любую картинку (из детской книги) и найдите как можно больше слов с «Р». Слова можно зарисовывать, чтобы потом подсчитать их количество и удивиться, как много мы слов нашли! Каждое слово – это палочка или кружочек. Сколько кружочков – столько и слов найдено!


8. Кто больше слов назовет?
В эту игру можно играть везде – и дома, и в дороге, и на прогулке. Смотрите вокруг и называйте всё, что увидели. Кто найдет больше слов с Р – тот и победил! А это может быть двоР, двоРник, Рама, пРодавец, кРыльцо, кустаРник, Ручка у дверей, доРога, тРава, муРавей и многое другое!


9. Запрещенное слово.
Очень люблю эту игру. И она очень полезна для подготовки ребенка к школе. В ней развивается произвольность, т.е. умение ребенка управлять своим поведением. Правило игры – нельзя повторять запрещенное слово. Ребенок повторяет слова за Вами, но он не должен повторять запрещенное слово. Например, запрещенное слово - «ракета». Малыш повторяет за Вами: «Рысь, рыбалка, ковер». Дальше Вы говорите слово «ракета», но он его повторять не должен. Он должен например, закрыть свой рот ладошкой или показать Вам нос Буратино как знак того, что он не нарушает правило и повторять за Вами не будет. Ребенка можно путать, чередуя слова, меняя интонацию, громкость, темп и т.д.


10.Автоматизация звука Р в стихах.
Стихи заучиваются с ребенком наизусть. При этом надо следить, чтобы он правильно произносил в тексте стихотворения звук Р. Если ребенок ошибается, то следует попросить повторить эту строчку правильно. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка и повторять за ним его ошибки. Взрослый дает только правильный образец речи для малыша!!! Заучивая с ребенком стихи, насыщенные звуком Р, мы закрепляем правильное произношение звука Р в словах и фразах. Вот несколько стихов со звуком Р для заучивания наизусть.

Сорока однажды на груше сидела,
Сорока однажды на груше сидела,
Сорока однажды на груше сидела,
Решала сорочьи дела.
И спрыгнула раз – и обратно взлетела,
И спрыгнула два – и обратно взлетела,
И спрыгнула три – и обратно взлетела,
Но всё же решить не смогла
Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
Я сегодня утром рано
Умывался (умывалась) из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею. (А. Кузнецов)

Веселые, проворные
Из теплых стран в апреле
Грачи, от солнца черные,
К нам в город прилетели (Т. Золотухина)

Барабанщик сильно занят.
Барабанщик барабанит.
Тарара, тарара,
На прогулку нам пора!

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню