Звук "Р" - МБДОУ 397

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Звук "Р"

Страничка учителя-логопеда

Ребёнок в норме должен правильно произносить шипящие к 4 годам, а звук "Р" в норме появляется к 5 - 5,5 годам. Здесь важно понять заменяет ли ребёнок сложные звуки на более простые ("Ш" на "С" - "сапка", "Ж" на "З" - "зук" , "Р" на "Л" или вовсе его пропускает - "лыба" или "...ыба" , либо он искажает звук ( например "Р" произносит горлышком, а звуки "Ш"."Ж" произносит с опущенным язычком, раздувая щёки или дуя на губы, так что звук похож на звук "Ф".

В первом случае
(при замене звуков) можно попробовать самому показать ребёнку как работает язычок при произнесении звука "Ш" (нужно поднять широкий язычок за верхние зубки и подуть на него, если ребёнок не может поднять язык, необходимо делать специальную гимнастику для язычка ("Оближи верхнюю губу","Почисти верхние зубки", "Покрась потолок в домике ротике","Чашечка"), упражнения нужно выполнять перед зеркалом в игровой форме. После того как ребёнок научится поднимать широкий язычок за верхние зубки, ему необходимо ещё раз показать,как нужно правильно "шипеть". Все упражнения надо проводить весело, с игрой, не принуждая ребёнка. Можно использовать такие игровые приёмы:" Пошипи как змея", "Пожужжи как жучок" и т.п. Во втором случае (искажение звуков), необходима помощь логопеда. Если к 5 годам у ребёнка не появятся шипящие и звук "Р", то нужно обязательно обратиться к специалисту за помощью!

Если звук есть, но он недостаточно чёткий, то Вам помогут чистоговорки, скороговорки и стишки в которых часто встречается звук "Р". Попросите ребёнка повторять их за вами , чётко, длительно, утрированно произнося звук "Р". Например: Ра-ра-ра - высокая гора, Ро-ро-ро - красивое перо, Ру-ру-ру - скачет кенгуру. И т.п. ХоРош пиРожок внутРи твоРожок. ТаРы - баРы, РастабаРы! У ВаРваРы куРы стаРы. И множество других скороговорок и стихов можно найти в литературе!


Но если Ваш ребёнок в 6 лет ещё не научился произносить "Р", то необходима консультация логопеда, чтобы выяснить причину и помочь устранить данную проблему.
Причин данного нарушения может быть несколько: - слабость мышц речевого аппарата (в данном случае помогут специальные упражнения для языка и губ); - укороченая подъязычная связка; - недостаточно сформированный фонематический слух, т.е. ребёнок не улавливает тонкие различия между звуком Р и Л.
В норме, при произнесении этих звуков широкий кончик языка поднимается за верхние зубы. Если эти звуки в норме, попробуйте вызвать у ребёнка звук "Р" следующим способом: Попросите ребёнка произнести звук "Ж" длительно, с открытым ртом. В это время ребёнок должен производить быстрые движения (из стороны в сторону) под языком чистым большим пальцем, с коротко остриженным ногтем. Должен получиться звук похожий на Р-Р-Р. Т.е. мы добиваемся звука с механической помощью. Если получилось, продолжайте это упражнение (говорим ребёнку, что мы заводим мотор). После присоединяйте к звуку Р гласные : Р-р-р-а, Р-р-р-о, и т.д.
Со временем язык привыкнет и звук будет получаться без пальца. Если всё же самостоятельно Вы не справитесь, советую обратитьсь к логопеду.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню