Компьютер или книга - МБДОУ 397

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Компьютер или книга

Страничка старшего воспитателя

Уважаемые родители!


Хочу обратить Ваше внимание на то, что все чаще и чаще наши дети перестают увлекаться книгами, чтением художественной литературы. Причина этому - КОМПЬЮТЕР. Изо дня в день я слышу с каким восторгом дети делятся впечатлениями о новой игре, которую мама или папа купили, загрузили. И все, что они проигрывают на мониторах компьютера, дети начинают использовать в повседневной жизни: в режимных моментах, на прогулке, особенно если им предложена самостоятельная деятельность. И очень редко дети говорят о книгах. Не следует забывать, что книга - не учебник, она не дает готовых рецептов, как научить ребенка любить литературу, потому что научить сложному искусству понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, переживать их. Только приученный к книге ребенок обладает даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного. Ребенок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого - открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х.А. Андерсена, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, и многих других.
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребенком, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой:
1. Формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения.
2. Обогащать жизненный опыт детей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг.
3. Учитывать при отборе книг для детей тяготения ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям.
4. Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их.
5. Помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении.
6. помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.


ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ:

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет Вам удовольствие.
2. Демонстрируйте ребенку интерес к книге. Ребенок должен знать, что книга не игрушка, не крыша для кукольного домика.приучайте детей аккуратно обращаться с ней.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Во время чтения или рассказывания ребенок должен сидеть так, чтоб мог видеть лицо взрослого. ребенок должен наблюдать за мимикой, выражение глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребенка, они наслаждаются напевностью русского языка, ритмом стиха.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. 6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать.
8. Читайте ребенку вслух каждый день, сделайте из этого любимый СЕМЕЙНЫЙ РИТУАЛ.
9. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, в библиотеку.
10. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые Вам самим нравились в детстве.
11. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что - то новое.


ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ С РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПОДБИРАЯ КНИГИ ПО ВОЗРАСТУ, ПОТРЕБНОСТЯМ, А ГЛАВНОЕ ИНТЕРЕСУ. НЕ ЖИВИТЕ СОБСТВЕННЫМИ АМБИЦИЯМИ ИЛИ НАВЯЗАННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О РЕБЕНКЕ, ОРИЕНТИРУЙТЕСЬ НА НЕГО САМОГО И СКОРЕЕ ВСЕГО В БУДУЩЕМ ЧТЕНИЕ НЕ БУДЕТ ВЫЗЫВАТЬ СЛОЖНОСТЕЙ. НЕ ЗАМЕНЯЙТЕ ЧТЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОЙ.


"Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только ЛУЧШИЕ СВОИ МЫСЛИ". (Декарт)

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню